Уникальные эпизоды

originally published by raindog on flickr
Всегда есть какой-то опыт, не включенный в истории. Многие проблемы существуют в течение длительного времени, потому что они развиваются постепенно, и люди к ним приспосабливаются. Люди «срастаются» со своими проблемами и перестают отличать себя от проблемы и от контекста. Когда формулируется и выстраивается проблемная история, люди начинают лучше распознавать обстоятельства и замечать изменения. Замечая даже мельчайшие изменения, люди становятся в большей степени готовыми рассматривать свою жизненную ситуацию с неожиданной позиции. Исключения из проблемной истории становятся «строительными кирпичиками» для выстраивания предпочитаемой истории.
Нарративный практик обращает внимание на мельчайшие исключения из доминирующей проблемной истории, ситуации, где проблема могла одержать над человеком верх, но почему-то не одержала. Эти исключения называются «уникальными эпизодами»; они ложатся в основу новой, альтернативной истории жизни человека. Уникальными эпизодами становятся события и переживания, которым прежде не уделялось достаточно внимания, они не были включены в состав какой-либо истории и таким образом осмыслены. Как только уникальный эпизод обнаружен, нарративный практик начинает задавать вопросы, чтобы совместно с человеком создать максимально подробное описание этого события/переживания. Когда удается найти несколько уникальных эпизодов (минимум, два), нарративный практик просит человека объяснить, каким образом эти события связаны и в чем их значимость. Так происходит «уплотнение», «насыщение» сюжета альтернативной истории, которой также бывает полезно подобрать имя. Проблема, однако, часто возвращается и наносит ответный удар. Важно предупредить человека об этом заранее. Нарративный практик обсуждает с человеком, при каких обстоятельствах проблема, скорее всего, проявится вновь, что она больше всего любит.
Истории существуют в сообществах людей, и степень их влиятельности пропорциональна числу людей, которые в них верят. Поэтому, развивая альтернативную историю жизни человека, важно привлекать людей, формировать «аудиторию», которая будет поддерживать и разделять новую, предпочитаемую историю, чтобы она укоренялась в том сообществе, где человек живет. Те, кто видели, как отыгрывается проблемная история, не сразу замечают, что что-то изменилось. Для распространения новой истории часто используются письма и так называемые «терапевтические реликвии», отмечающие происходящие позитивные изменения. Могущество написанного слова знакомо нам всем.
Как выявляются уникальные эпизоды
По мере развития беседы-экстернализации, консультанту необходимо бдительно вылавливать «ключи к компетентности». В этом он подобен сыщику, у которого в начале работы над делом крайне мало улик. Он прочесывает проблемную историю, ища точки входа в альтернативные истории. Иногда они всплывают сами по себе посреди разговора, и клиент не обращает на них особого внимания. Этими уникальными эпизодами могут быть: поступки, мысли, намерения, ситуации, в которых воздействие проблемы не так сильно, области жизни, вообще свободные от влияния проблемы, особые способности человека, знания о том, как справиться с проблемой, свободное от проблемы взаимодействие с людьми, отношения, которые помогают отбросить, одолеть проблему, не поддаваться на ее провокации.
В начале работы в нарративном подходе консультанту может быть сложно их выявлять, но со временем и с опытом это становится проще. Прислушивайтесь к тому, что, как вам кажется, в жизни клиента противоречит тем порядкам, которые насаждает проблема. Услышав нечто подобное, прервите клиента и расспросите подробнее. Часто клиент, рассказывая о ситуациях, где проблема отсутствовала, списывает это на случайность. Когда проблема доминирует, люди часто недооценивают значимость собственных поступков. Надо расспросить клиента, о чем он думал в этой ситуации и что делал иначе, чем обычно. Если сам клиент слишком застенчив и скромен, чтобы отмечать свою компетентность и говорить о ней, надо попросить разрешения пригласить и расспросить значимого человека, которому клиент доверяет (друга, родителя, учителя). Можно специально просить клиента рассказать, в каких ситуациях проблема спит, или не в настроении пакостить, или в отпуске. «Депрессия хочет, чтобы ты лежала в постели. Как же тебе удается встать и придти в школу? Что ты делаешь для того, чтобы со мной сейчас разговаривала ты сама, а не депрессия?»
Выбор отношения к проблемной истории
Грегори Бэйтсон утверждал, что мы способны познавать явления только в сравнении. Мы обращаем внимание на «новости различий». Нарративная практика помогает установить различия между двумя наборами переживаний – в основном между проблемной историей и противосюжетом. Сравнение помогает людям выбрать свою позицию по отношению к этим переживаниям и получить опыт нового поведения.
Ключевой фазой нарративной беседы является момент, когда человеку, обратившемуся за помощью, предлагается самостоятельно принять решение, хочет ли он(а) и дальше следовать проблемной истории, жить в ней, или лучше было бы переместиться в альтернативную историю. Исследуя альтернативную историю, зачастую можно обнаружить, что она простирается столь же глубоко в прошлое, как и проблемная история.
Сборка альтернативной истории
Основная сложность при конструировании альтернативной истории заключается в том, что моменты компетентности хрупки, а проблема – это «заросли бед». Клиент часто воспринимает проблемную историю как «истинное» изложение того, что с ним происходит. Чтобы противостоять проблемной, альтернативная история тоже должна быть достаточно насыщенной. Пары изолированных эпизодов для этого явно недостаточно, так же, как и отдельно взятого ободрения психотерапевта.
Особая задача и особое умение нарративного практика состоит в совместной с клиентом сборке такой альтернативной истории, которая привлекает клиента, придает ему сил и побуждает к действию. Альтернативная история включает не только события, но и убеждения, отношения, цели, надежды и мечты, связанные с предпочитаемым направлением развития, предпочитаемой жизнью. Деконструирующие вопросы способствуют проявлению истории возникновения и развития этих мечтаний, надежд, целей и убеждений.
[…] истории в нарративном подходе называются “уникальными эпизодами“. Так как нет истинных, правильных для всех историй, […]
[…] его жизнь, и нет ли исключений из этих правил. Поиск исключений помогает человеку осознать имеющийся у него […]
[…] которые не были реализованы, какое-то количество «уникальных эпизодов«. Или мы можем обнаружить некоторое количество […]
[…] Представив себе предпочитаемое будущее, связав его с уникальными эпизодами успеха в прошлом, обитатели приюта становятся готовы […]
[…] факт, что они пришли на группу, обсуждается в качестве уникального эпизода, говорящего о том, что они, возможно, становятся более […]
[…] помогали знакомые нарративным терапевтам понятия: «уникальные эпизоды», «отсутствующее, но подразумеваемое», а также то, что […]